Размер шрифта
Цветовая схема
Обычная версия сайта
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Введение

Часто возникают вопросы, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать обратную связь, дополняя и конкретизируя статистическую информацию данными о проблемах, мнениях и настроениях людей, об их предпочтениях, жизненных планах, о степени удовлетворенности уровнем дохода, жилищными условиями, организацией быта и досуга, состоянием морально-психологического климата и т.д.

Базовая анкета «Исследование социального самочувствия населения в городах Северо-Западного Альянса организаций, использующих модели развития местного сообщества и благотворительности», разработана Региональной общественной организацией «Центр социальных измерений «ФОКУС». Исследования по данной анкете проводятся с 2004 года и позволяют оценить социальную ситуацию в селе/ городе/ регионе. Оценка социального самочувствия — это аналитический инструмент, позволяющий путем проведения социологического опроса выявить наиболее проблемные сферы жизни населенного пункта и на их основе предложить пути решения проблем и развития территории.

Цель исследования – оценка потребностей, ресурсов, интересов, степень участия в решении проблем жителей муниципальных образований.

Социальное самочувствие является обобщенным индикатором реакции населения на социальные преобразования.

Социальное самочувствие — это показатель отношения населения к ситуации в местном сообществе, социальным проблемам и происходящим изменениям. Люди поддерживают те или иные изменения, надеясь улучшить свое собственное положение в обществе и качество жизни, поэтому оценка восприятия жителями области собственного благополучия в основных сферах жизни помогает определить положительную или отрицательную направленность происходящих в жизни сообщества изменений.

 

Что дает? Зачем делать?

По результатам исследования выявляются социальные проблемы, которые жители территории, считают наиболее актуальными и требующими внимания.

Результаты исследования дают возможность придать действиям власти, некоммерческим организациям, органам муниципального самоуправления, бизнесу конкретные направления, адресность и временные параметры. Система оценки включает 10 показателей.

Система показателей (индексов) позволяет:

  1. Давать комплексную оценку социальных настроений и ожиданий.
  2. Фиксировать динамику изменений в развитии территорий.
  3. Определять уровень влияния действующих на территории программ и проектов.
  4. Прогнозировать демографические, социальные и экономические показатели.
  5. Сравнивать оценки общественного мнения и объективные показатели развития территории.
  6. Выявлять приоритетные направления деятельности общественных организаций и исполнительной власти.
  7. Определять эффективность деятельности муниципальной власти и фондов местных сообществ.
  8. Разрабатывать рекомендации для повышения эффективности  использования  бюджетных ресурсов и инвестиций.
  9. Планировать деятельность организаций, работающих в сфере развития сообщества.
  10. Сравнивать показатели развития территорий между собой.
  11. Распространять лучшие практики развития территорий.

 

Организационные этапы

SurveyMonkey – это всемирно известный сервис для создания и проведения опросов. Существует на рынке более 10 лет и за это время заслужил авторитет одного из самых качественных и проверенных сервисов.

SurveyMonkey имеет несколько тарифных планов, один из которых бесплатный (правда, со значительным ограничением функций, а также количества вопросов /ответов).

В сервисе имеется справочный центр - http://help.surveymonkey.com/, где по каждому разделу приведена подробная информация.

Поиск потенциальных респондентов можно осуществить через различные способы отправки. Так, например, полученную ссылку можно распространить через рассылку по электронной почте. Также можно разместить опрос в сети Facebook, встроить опрос в свой Веб-сайт (если таковой имеется), или распечатать анкеты, провести опрос лично и ввести данные вручную (однако данные функции при бесплатной версии недоступны!).

Отметим также, что перед рассылкой необходимо проверить/задать параметры коллектора — это настройки опроса, которые позволяют настраивать работу с опросом для респондента: они определяют, кто сможет получать доступ к опросу, сколько раз респонденты смогут проходить опрос и что респонденты будут видеть после прохождения опроса. Кроме того, эти настройки дают возможность отслеживать респондентов или сохранять результаты анонимными.

 

Результаты и использование

Возможности детального анализа результатов исследования проблемы социального самочувствия населения.

 

При необходимости более глубокого анализа, а также более широких возможностей сравнения результатов (по населённым пунктам, в динамике и т.д.) можно рассчитать индексы.

  1. Индекс социальной напряженности (ИСН).

Индекс социальной напряженности складывается из расчета коэффициента из следующих вариантов ответов: «ситуация в городе благоприятная», «проблемы есть, но они решаются», «в нашем городе много проблем, которые не решаются», «ситуация в городе тяжелая», «затрудняюсь ответить».

Чем ниже коэффициент, тем выше уровень социальной напряженности.

  1. Индекс актуальности городских проблем.

Индекс актуальности городских проблем складывается из расчета коэффициента из следующих вариантов ответов: «проблема очень актуальна», «скорее актуальна», «скорее не актуальна», «не актуальна», «затрудняюсь ответить».

Для оценки ситуации в городах было выбрано четырнадцать наиболее распространенных проблем, которые оцениваются респондентами по степени актуальности (актуальна, скорее актуальна, скорее не актуальна, не актуальна). Демонстрация данных через коэффициент позволяет построить иерархию городских проблем и показать уровень актуальности той или иной проблемы.

Данные показатели общественного мнения можно сопоставить с объективными показателями и статистическими данными, такими как уровень инвестиций, привлеченных средств, бюджетных вложений, реализованных и действующих программ и др.

Например, на сайте Администрации Архангельской области ежегодно с 2008 г. публикуется сводный доклад «Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области» (http://www.dvinaland.ru/region/mo/mo1.php).

  1. Индекс удовлетворенности общим положением дел.

Индекс удовлетворенности общим положением дел складывается из расчета коэффициента из следующих вариантов ответов: «я доволен нынешним положением дел в России в целом, в своей области и в городе, в частности», «скорее доволен», «скорее не доволен», «не доволен», «затрудняюсь ответить».

  1. Индекс удовлетворенности основными показателями.

Индекс удовлетворенности основными показателями складывается из расчета коэффициента из следующих вариантов ответов: «удовлетворен этим показателем», «скорее удовлетворен», «скорее не удовлетворен», «не удовлетворен», «затрудняюсь ответить».

В качестве показателей отобраны двенадцать наиболее значимых для человека.

Коэффициент может быть положительным и демонстрировать удовлетворенность, и отрицательным – демонстрировать неудовлетворенность.

Ряд полученных показателей могут иметь отрицательное значение.

  1. Индекс популярности социальных инициатив (проектов).

Это единственный из всех показателей, который представлен в процентах.

Показатель позволяет выявить отношение населения к проектам и инициативам, которые реализуются в городах фондами местных сообществ, некоммерческими организациями, исполнительной властью и другими организациями.

Таким образом, можно определить уровень информированности населения в этом вопросе, уровень личной причастности к решаемой задаче и общий уровень актуальности проекта для территории.

  1. Индекс информированности населения.

Индекс информированности населения складывается из расчета коэффициента из следующих вариантов ответов: «вполне информирован о жизни своего города», «скорее информирован, чем не информирован», «скорее не информирован, чем информирован», «совсем не информирован», «затрудняюсь ответить».

  1. Интегральный индекс социального самочувствия населения (ИИСС).

ИИСС рассчитывается по методике авторов Головахи Е.И. и Паниной Н.В. Для расчета индекса в формуле используются абсолютные числа. ИИСС выявляет, каких жизненных параметров сегодня хватает или не хватает человеку. Предлагается ответить «не хватает», «трудно сказать хватает или нет», «хватает», «не интересует» по двадцати параметрам:

Значение индекса социального самочувствия варьируется от 20 до 60 баллов.

  1. Индекс отношения к территории.

Индекс отношения к территории складывается из расчета коэффициента из следующих вариантов ответов: «я рад, что живу здесь», «в целом я доволен, но многое не устраивает», «не испытываю особых чувств по этому поводу», «хотел бы уехать в другой регион России», «хотел бы вообще уехать из России».

  1. Индекс социальной активности населения.

Индекс социальной активности населения складывается из расчета коэффициента из следующих вариантов ответов: «готов участвовать», «скорее готов участвовать», «скорее не готов участвовать», «не готов участвовать», «затрудняюсь ответить».

Уровень социальной активности населения косвенно демонстрируется через понимание от кого в наибольшей степени зависит благополучие города: От населения в целом; От малого и среднего бизнеса; От крупных предприятий; От местных властей; От региональных властей; От федеральных властей.

  1. Индекс миграционных настроений.

Индекс миграционных настроений складывается из расчета коэффициента из следующих вариантов ответов: «да, я связываю свое будущее со своей областью», «скорее да», «скорее нет», «нет, я не связываю свое будущее со своей областью», «затрудняюсь ответить».

Чем ниже коэффициент, тем выше уровень миграционных установок населения.

 

Контактные данные

РОО Центр социальных Измерений «Фокус»

164501, г. Северодвинск, ул. Карла Маркса, д. 48

E-mail: russovaS@mail.ru