Размер шрифта
Цветовая схема
Обычная версия сайта
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ТЕРРИТОРИИ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ТЕРРИТОРИИ

Введение

Еще одной методикой активизации сельского населения через социологическое исследование является методика «Социальный паспорт территории», разработанная Фондом «Содействие». За основу разработки взят результат адаптации канадской методи­ки «Vital Signs». Результатом этого исследования служит карта проблем и возможностей территории.

При разработке данной методики Фонд поддержки социальных инициатив «Содействие» сделал упор на создание универсального инструмента, применяя который становиться возможным измерить восприятие и оценку населением остроты и характера проблем территории. Уникальность «Социального паспорта тер­ритории», разработанного в Пермском крае, - получение понятного и доступного визуального результата исследова­ния. Создание карты проблем и ресурсов территории позво­ляет увидеть рейтинг проблем в особенно чувствительных сферах жизни, таких как здоровье, образование, занятость и другие. Карта, как визуальный результат исследования, предоставляет местному сообществу доступную информацию, которая становится базой для будущих преобразований, новым ресурсом, способствующим фор­мированию инициатив и отношений, а также систем управ­ления ими.

 

Цели и задачи

Исследование позволяет отслеживать процессы, происходящие в обществе на основе изучения массовых представлений о них, является формой диалога и механиз­мом обратной связи населения и органов власти. Населению оно дает возможность представить все волнующие проблемы на локальном уровне через участие в массовом опросе и круглых столах.

Цель исследования - проанализировать и оценить уровень общественной сферы, влияющей на качество жизни сообщества по различным направлениям на местном уровне.

Задачи исследования:

  1. Провести общее исследование сфер, влияющих на образ жизни населения.
  2. Определить состояние социальных ресурсов территории, в том числе, используя данные

о реализации общественных инициатив населения.

  1. Разработать социальный паспорт территории и представить широкой общественности.

Объект исследования - различные целевые группы жителей исследуемой территории.

Предмет исследования:

  1. Развитость социальных сфер, влияющих на образ жизни в поселениях, по мнению жителей.
  2. «Горячие» точки поселений - наиболее актуальные проблемы в населенных пунктах территории.
  3. Точки роста - социальные ресурсы территории.

Повторные исследования территорий, проведенные спус­тя 4-5 лет после составления первых паспортов, позволяют отследить изменения, оценить качество работы с ресурсами и развитие общественного потенциала. Анализ динамики показателей, уровня готовности населения включаться в активное решение социальных вопросов раз­вития своей территории позволяет разработать системный подход к решению проблем: «выявление проблем - пред­ложения для решения - оценка изменений».

 

Что дает? Зачем делать?

Составление социального паспорта территории позволяет решать следующие задачи:

Представители органов власти и местного самоуп­равления получают возможность:

  • отслеживать и анализировать результаты своей рабо­ты в динамике на основе повторных исследований, активно влиять на практическую жизнь, получать эф­фективный прогнозируемый социальный результат;
  • производить корректировку работающих социальных программ, направленных на повышение уровня жизни в данной территории;
  • использовать общественный потенциал населения в виде высказанных предложений и инициатив жите­лей, при наименьших издержках достигать более высоких результатов совместной деятельности;
  • укреплять межсекторное взаимодействие с пред­ставителями общественности и местного бизнеса по актуальным вопросам, направленным на развитие территории;
  • расширять спектр возможностей для социального проектирования инициативными группами и муни­ципальными учреждениями, внедрение механизмов народного финансирования, самообложения, механиз­мов участия в формировании «народного бюджета», технологий инициативного бюджетирования и т.д.;
  • использовать исследование и публичные формы презентаций его результатов как доступный механизм обратной связи с населением.

Представителям местного малого бизнеса и предпри­нимателям помогает:

  • увидеть перспективы развития собственного бизнеса в территории, расширить спектры оказания услуг, свя­занных с решением конкретных проблем в обслу­живании населения и повышением уровня жизни в сообществе;
  • развивать новые подходы к решению социальных проб­лем в территории, заняться социальным предпринима­тельством и оказанием социальных услуг;
  • расширить формы межсекторного взаимодействия с представителями некоммерческого сектора в терри­тории, установить долговременные, постоянные взаи­мосвязи с эффективными действующими НКО и акти­вистами, включиться в их работу в качестве экспертов, членов попечительских советов и др.

Представителям некоммерческих организаций позволяет:

  • включать в проведение исследовательских работ доб­ровольцев из числа представителей НКО, местной интеллигенции, представителей ветеранского актива, помогает расширить ряды своих активистов, получить потенциальных новых членов;
  • расширить возможности для появления новых неком­мерческих организаций, фондов, ТОС и других НКО, развивающих территорию;
  • оценивать и анализировать эффективность резуль­татов реализации собственных программ и проектов, реализуемых НКО в территории;
  • использовать исследовательские методы по состав­лению социального паспорта совместно с целевыми группами как инструмент активизации работы с насе­лением и форму обратной связи, для повышения авторитета и открытости общественной организации.

 

Исследование и вся работа по подготовке и составлению социального паспорта, проведенная в территории, высту­пает не только как инструмент для указания на уровень проблем и возможностей их решения силами местного сообщества, выявления проблемных точек, но и как механизм активи­зации социального капитала территории. Это нестан­дартное использование исследования и его методов, но, как показала практика, собственно самостоятельная и весьма эффективная форма активизации работы с населением. Вовлечение населения происходит с помощью нескольких инструментов:

  1. При проведении опроса в качестве интервьюеров привлекаются наиболее активные, влиятельные и грамотные жители поселения, лидеры сообщества.

Чаще всего это представители культуры и образования, работники центральной библиотечной системы, педагоги, сотрудники домов культуры, члены молодежных советов и парламентов, ветеранская общественность. Участие в исследовании в качестве интервьюеров позволяет данной группе оценить правильность выбранных направлений для реализации проектов своих общественных организаций, увидеть перспективы для дальнейшего проектного творчества, а также выявить потенциальных участников, соратников и партнеров. Важно отметить, что все интервьюеры проходят обучение, также проводится контроль заполнения анкет, соблюдения квот при проведении опроса. Это позволяет гарантировать высокое качество собранного материала.

  1. Анкета, составленная определенным образом и на­правленная на изучение самых актуальных сфер социальной жизни, стимулирует обсуждение их качества в местном сообществе. Анкета призывает опрашиваемого сформулировать проблемы, которые наиболее остро стоят в территории. Вопросы, в которых жителя поселения просят внести предложения, позволяют осознать необходимость собственного участия и действий для улучшения качества жизни в сообществе. Опрос стано­вится информационным поводом, который активизирует обсуждение проблем поселения среди жителей.
  2. Информационная поддержка. Результаты проведенного исследования публикуются в местной прессе, размеща­ются на сайтах администрации, в социальных сетях, что повышает авторитет исследования, доверие к интервьюе­рам. Публикация информации об исследовании пока­зывает жителям, что их мнение услышано.
  3. Итоговый круглый стол с презентацией результатов исследования выступает платформой для диалога, придает направление для решения конкретных проблем в конкретной территории.
  4. При освоении методики проведения исследования
    проведение повторных исследований дает возможность представителям органов местной власти, некоммерческим организациям, действующим в сообществе, вести постоянный мониторинг эффективности результатов внедрения социально-экономических программ, использования конкурсных и проектных механизмов, получать постоянно действующий канал обратной связи с населением.
  5. Включение в разработку социального паспорта представителей местного бизнеса и коммерческих структур позволяет увидеть перспективы развития собственного бизнеса в территории, расширить спектры оказания услуг, связанных с решением конкретных проблем в обслуживании населения, а также развивать новые подходы к
    решению социальных проблем в территории, заняться социальным предпринимательством и оказанием социальных услуг.
  6. Активное участие представителей некоммерческих организаций и общественников позволяет использовать исследовательские методы по составлению социального паспорта совместно с целевыми группами как инстру­менты активизации работы с населением и форму обратной связи для повышения авторитета и открытости общественной организации.

 

Организационные этапы

  1. Сбор, изучение, систематизация и анализ вторичной информации из доступных источников. Цель этого этапа - выявить особенности исследуемой территории, в том числе оценить необходи­мость изучения конкретных социальных сфер, а также выбор наиболее активной группы населения для привле­чения их в качестве интервьюеров.

2.1 Анкетирование населения - опрос, при кото­ром респондентам задаются вопросы в строго определен­ной последовательности и формулировке. Это наиболее распространенный метод сбора социологической инфор­мации. Опросы респондентов проводятся на условиях добровольного согласия принять участие в исследовании. Опрос проводится среди жителей по­селения в возрасте от 18 до 70 лет. Опрашивать респон­дентов вне данного возрастного диапазона запрещено. Кроме того, каждый интервьюер получает карточку с зада­нием по количеству респондентов - поиском респондентов по полу и возрасту.

 

2.2 Разработка анкеты

Анкета для опроса жителей поселе­ний исследуемой территории строится в соответствии с базовыми пра­вилами построения анкеты и интересами проводящей опрос организации, и включает в себя основные блоки:

1.Введение (где указаны цель и организаторы исследования; объяс­нение, как будут использованы данные, а также гаран­тия анонимности).

  1. Основные вопросы.
  2. «Паспортичка» (данные о возрасте/образовании/уровне дохода и т.д. опрашиваемого).

Базисом для составления блока основных вопросов фор­мализованного опросника становятся социальные сферы, выбранные для изучения активом территории. Например, это могут быть: образование (дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное и т.д.), самозанятость, безработица, здравоохранение, досуг, благоустройство, качество и доступность информационных услуг и связи и т.д.

Блок состоит из трех вопросов:

  1. Оцените по шкале от 1 до 5 качество предоставляемых услуг в сфере (образование, здравоохранение, благоус­тройство и т.д.) в вашем поселении (районе, территории):
  2. Назовите основные проблемы, с которыми Вам приходит­ся сталкиваться в процессе получения образовательных услуг (услуг в сфере здравоохранения /благоустройства /досуга). Интервьюер! Запишите со слов респондента:
  3. Если бы Вы могли улучшить систему образования (здраво­охранения, уровень досуга, благоустройства) в вашем поселении, что бы Вы сделали в первую очередь?

Интервьюер! Запишите со слов респондента:

Важнейшей составляющей анкеты являются вопросы, позволяющие оценить уровень готовности населения участвовать в решении проблем на местном уровне.

Блок состоит из двух вопросов:

  1. Готовы ли Вы лично принять участие в решении
    проблем, стоящих перед вашим населенным пунктом?
  2. Да, готов оказать любую помощь, в т. ч. материальную;
  3. Да, готов принять участие в субботниках или членство в общественных организациях;
  4. Да, готов самостоятельно решать проблемы поселения;
  5. Уже решаю;
  6. Нет, не желаю;
  7. Затруднился ответить.

Вторая часть блока представляет собой открытый вопрос, который позволяет не только выявить конкретные пред­ложения от инициативных граждан, но и степень возможного включения людей в решение вопросов местного сооб­щества.

  1. Что Вы можете сделать для вашего поселения?

 

РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНОГО ПАСПОРТА ТЕРРИТОРИИ

Социальный паспорт района представляет собой объеди­нение карт проблем и потребностей населения территории, её общественного потенциала, предложений жителей террито­рии по решению основных вопросов, влияющих на их качество жизни.

При разработке карты потребностей изучаются оценки со­циальных сфер, выбранных при создании анкеты. Степень остроты проблем в поселе­нии рассчитывается из количества баллов, полученных в ходе суммирования средних значений оценок сфер респон­дентами. Представленные в паспорте графики демонстрируют средние значения оценок каждой из представленных сфер в различных поселениях. Представленные данные позволяют выявить в каждом поселении сферу, проблемы которой требуют особого внимания со стороны испол­нительной власти и местного бизнеса.

Карта проблем отражает средние значения по выбранным исследуемым сферам в конкретных территориях (посе­лениях, микрорайонах). Чем интенсивней, темнее цвет выделенной территории (поселения), тем более низкие оценки уровню качества обслуживания и развития социальной сферы поставлены жителями территории. Карта позволяет выявить территории, в которых высокий уровень социального напряжения.

Карта социальной активности населения, рассчитанная с учетом представленных ранее коэффициентов, позволяет выявить наиболее активные территории. Так, чем темнее цвет территории, тем выше готовность населения брать на себя вопросы повышения уровня оказываемых услуг и включаться в решение проблем.

Каждая территория на карте социальной активности населения снабжена точками, отражающими готовность жителей к участию в решении конкретных проблем - те направления деятельности, которые жители территории указали в качестве приоритетных видов общественной активности для себя.

 

 

Результаты и использование

Результат создания социального паспорта территории это, в первую очередь, возможность для качественной и посвященной конкретным проблемам коммуникации активистов-инициаторов с органами власти и местными жителями. А качество проведенной работы, по созданию паспорта, и его информационного сопровождения позволит завоевать доверие сообщества и привлечь его ресурсы - как из местного бюджета, так и частных пожертвований граждан.

Для представления итогов исследования разработчики рекомендуют проведение открытых публичных презентаций с участием руководства исполнительной власти территории, представителей депутатского корпуса, руководителей отдельных ведомств, управлений социальной и общест­венной сфер территории, руководителей муниципальных бюджетных учреждений, некоммерческих организаций, ак­тивистов и общественников, персон влияния и средств мас­совых коммуникаций территории.

Для проведения публичной презентации итогов исследо­вания обязательно приглашаются представители местных печатных изданий, телевидения, блогеры, которые готовят и тиражируют информационные материалы, передают мнения участников мероприятия о представленных результатах, реакцию участников исследования и предпо­лагаемые результаты использования.

 

Контактные данные и примеры

Полнее ознакомиться с методикой проведения и результатами применения методики вы можете на по ссылке на сайте фонда «Содействие»: http://fmspk.org/article/12/589/

НП «Альянс фондов местных сообществ Пермского Края».

Председатель Совета Альянса - Самарина Нина Николаевна.

г.Пермь, ул. Советская, 51а

Тел./факс: (342) 212-79-99, 212-23-20

E-mail: consaltingperm@list.ru 

Сайт: http://fmspk.org/