Размер шрифта
Цветовая схема
Обычная версия сайта
ШАГ ЗА ШАГОМ

ШАГ ЗА ШАГОМ

Введение

Данная модель стала основой шестилетней программы по местному самоуправлению, в которой участвовали более 15 муниципальных образований из 11 регионов Сибири.  

Задача этой методики - вдохновить людей, заставить их поверить в то, что они могут, должны и обязаны принять на себя ответственность за качество жизни в своих городах и селах, и что улучшение качества жизни возможно только тогда, когда в процесс управления вовлечены граждане.

Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» описал, как данная модель может быть применена для разработки, создания и внедрения стратегического плана развития муниципального образования. Каждое сообщество живет и развивается в разных экономических и социальных условиях. Независимо от того имеет ли муниципальное образование профицит или дефицит бюджета, есть в нем база для участия граждан или нет, вы все равно сможете определить для себя первые и последующие шаги в процессе планирования.

В методике подробно, шаг за шагом, описываются действия необходимые для активизации населения через выстраивание отношений партнёрства, выстраиванию коммуникации, и затем, стратегическому планированию развития.

 

Организационные этапы

  1. Создание партнерства

Шаг первый: Выявить действующих или потенциальных лидеров сообщества и пригласить их на встречу

 

Правило номер один в развитии партнерства: предлагайте, а не просите! Вам нужно разрушить стереотип, который сложился у людей об органах управления, обращающихся с просьбой что-то сделать, например, выйти на субботник. Вы сумеете добиться своего, спросив, как можете помочь людям улучшить жизнь в сообществе и предложив им свою помощь. На этой встрече вы должны объяснить участникам, что хотите активизировать еще большее число людей ради улучшения жизни в сообществе, и предложите лидерам свою поддержку, если они захотят совместно работать ради достижения этой цели. Если они согласятся, вы можете рекомендовать им следующий алгоритм для начала процесса.

 

Шаг второй: Создать инициативную группу

Для эффективной работы инициативной группы (ИГ) желательно, чтобы ее члены:

✓ представляли интересы разных заинтересованных сторон;

✓ имели время для добровольческой деятельности;

✓ обладали управленческими и другими навыками, необходимыми для достижения определенных целей;

✓ были заинтересованы в улучшении жизни сообщества;

✓ умели и хотели работать в команде;

✓ могли наладить взаимодействие со СМИ.

Принципы, политика и процедуры инициативной группы

Определитесь с принципами, политикой и процедурами вашей работы в самом начале (Постановка 3-х «П»). Сформулировав принципы, вам предстоит решить, как вы будете применять их в деятельности ИГ. Здесь на помощь приходят политика и процедуры. Политика — это правила или стандарты, применяемые при реализации конкретного действия/мероприятия, которое соответствует или поддерживает принципы ИГ. Процедуры — это шаги, предпринимаемые для реализации политики.

 

Шаг третий: Собрать информацию

Информация — это основа для выявления потребностей и приоритетов сообщества, а также учета имеющихся ресурсов. Информация помогает разработать эффективные программы, направленные на удовлетворение выявленных потребностей.

Мы рассмотрим четыре основных вида деятельности, необходимых для создания динамично развивающегося сообщества:

✓ Исследование окружающей среды.

✓ Оценка потребностей.

✓ Оценка имеющихся ресурсов.

✓ Мониторинг и оценка.

 

Исследование окружающей среды. Составьте «карту» вашего сообщества в виде статистической базы, где собрана информация, которая поможет вам лучше понять интересы и потребности сообщества. Эта информация может включать статистику о составе населения (пенсионеры, одинокие матери, студенты, этнические группы и т.д.), информацию о распределении доходов, о коммерческих и бюджетных организациях, расположенных в микрорайоне, данные о деятельности НКО (включая различные фонды), о традиционных мероприятиях (кто, где и когда). Полученная информация не только поможет вам лучше учитывать потребности вашего сообщества, но и поможет в поиске потенциальных партнеров и доноров.

Оценка потребностей. Определите действия или услуги, которые, по мнению жителей района, имеют первостепенное значение для улучшения жизни в данном сообществе. Какие у жителей приоритеты? Помните, что каждое сообщество — особенное.

Оценка имеющихся ресурсов. Оцените человеческие, материальные и финансовые ресурсы, которые могут быть привлечены для поддержки вашей работы.

Мониторинг и оценка. Это механизмы, которые помогут вам понять, достигнуты ли запланированные результаты программы/проекта, выполнена ли долгосрочная стратегия или нет (мониторинг). После завершения работы с помощью этих механизмов, вы можете внести изменения, для того чтобы повысить эффективность или измерить влияние вашей программы, проекта или стратегии (оценка).

Есть много различных методов сбора информации. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Выбор метода зависит от двух факторов: время/человеческие ресурсы и деньги/финансовые ресурсы.

 

Шаг четвертый: Анализировать и использовать информацию

Проведите анализ полученных данных, составьте отчет о результатах исследования. Желательно, чтобы в отчет были включены следующие разделы: вступление, цели исследования, метод, основные результаты, выводы и рекомендации. Анализ — это интересная работа: подсчет цифр, чтение ответов после интервью и работы фокус-групп, осознание того, как различные целевые группы реагируют на поставленные вопросы. Собранная информация упростит задачу вашей инициативной группы по определению уровня заинтересованности раз личных групп населения и поможет выделить проблему, на которой стоит сконцентрировать усилия, прояснит приоритеты граждан и обозначит ресурсы, которые вы можете привлечь для работы. Наличие информации создаст основу для сравнения, что поможет вам измерить результаты работы в будущем. Возможность продемонстрировать результаты позволит вам привлекать человеческие и материальные ресурсы.

Вне зависимости от ваших методов, целевой группы или результатов, вся информация и анализ должны быть зафиксированы в письменном виде и доведены до настолько широкой аудитории, насколько возможно. Как вы будете это делать, опять же зависит от имеющихся ресурсов: местные СМИ, раздаточные материалы для населения, проведение собраний для их представления и обсуждения последующих шагов. Мы рекомендуем Вам использовать для анализа SWOT или приоритетность проблем.

 

Шаг пятый: Организовать активных граждан

Важно повторить и подчеркнуть, что роль администрации муниципального образования состоит в том, чтобы дать возможность реализации определенной деятельности, а не брать на себя ответственность за ее проведение. Почти в каждом муниципальном образовании, участвовавшем в программе «Новая модель», благоустройство было одним из приоритетов жителей. Это дает огромные возможности для первых шагов, так как не требует больших денег и дает людям опыт совместной работы и достижения видимых результатов.

На этапе вовлечения граждан хороший результат дает организация различных добровольческих акций, позволяющих решить актуальные проблемы сообщества, особенно если параллельно идет обучение местных лидеров принципам работы с добровольцами

 

  1. Построение совещательного процесса

Шаг первый: пригласить к участию в диалоге представителей всех

заинтересованных групп

Нельзя просто сидеть и ждать, пока люди придут к вам. Вы должны сами пойти к ним и узнать их мнение. После каждой встречи с гражданами вы должны спросить себя: «Кого не было на этой встрече, и как я могу узнать их мнение?» Например, если вы пытаетесь разработать программы поддержки семьи, вы должны знать, что думают об этом матери-одиночки. Но значительное число этих женщин не сможет присутствовать на заседании, поскольку их некому подменить в уходе за детьми, поэтому вы должны найти другой способ привлечь их к участию. Можно поехать к ним домой и провести интервью или предложить им услугу няни на время круглого стола, публичных слушаний или фокус группы. Многим инвалидам бывает очень трудно передвигаться, но если вы обеспечите им транспорт, вы сможете гарантировать их участие.

Составьте список всех заинтересованных групп и ограничений на их участие. Затем перечислите возможные пути преодоления каждого ограничения. Основываясь на ваших ресурсах (человеческих, финансовых, времени), разработайте план, как получить вклад от каждой из этих групп, учитывая ограничения, которые необходимо преодолеть.

Шаг второй: Установить формальные принципы, политику и процедуры формирования и поддержки регулярного диалога между всеми заинтересованными сторонами.

Это могут быть такие долгосрочные механизмы, как различные советы, общественные палаты, фонды, о которых мы расскажем в четвертой главе. Другим элементом совещательного процесса являются различные методы организации обратной связи и диалога, в т.ч. фокус-группы, круглые столы, переговорные площадки, а также публичные слушания. Это может быть формат публичных слушаний или переговорная площадка.

Шаг третий: Повысить эффективность собраний и встреч

Собрания и встречи — это основа работы любого числа людей, которым предстоит действовать сообща. Результаты их усилий часто зависят от эффективности этих собраний. К сожалению, большинство собраний неэффективны, и даже те люди, которые проявляют определенный интерес к участию, часто от него отказываются после посещения собрания, которое, по их мнению, было пустой тратой времени. Подумайте минутку и ответьте на вопрос: что меньше всего вам понравилось на тех собраниях, где вы присутствовали? Составьте список. В результате вы ходите теперь ТОЛЬКО на те собрания, где ваше присутствие обязательно. Поэтому, наверное, вы согласитесь с тем, что для активизации граждан и вовлечения их в улучшение жизни сообщества, стоит начать с улучшения качества проводимых нами собраний. Основная задача — сделать так, чтобы люди ушли с собрания в хорошем настроении, поддержали нашу идею и были готовы прийти на следующую встречу

 

Шаг четвертый: Научить лидеров сообщества приемам фасилитации

Фасилитация — это:

✓ совокупность стратегий и приемов, обеспечивающих конструктивное поведение ведущего на совещании, собрании;

✓ управление процессом групповой работы;

✓ сосредоточение возможностей группы людей на достижении перемен.

Еще один способ объяснить принцип фасилитации — это представить дирижера оркестра. У него есть партитура и музыканты, и его работа состоит в том, чтобы координировать усилия музыкантов на пути к общей цели гармоничного звучания музыки на основе партитуры. Для этого иногда он должен указывать на солиста, а иногда делать так, чтобы группа музыкантов играла вместе, ускоряя или замедляя темп, и, наконец, он должен убедиться, что музыка закончилась вовремя.

Очень важно, когда собрание, публичные слушания или круглый стол проводит нейтральный человек. В таком случае процесс будет более гладким, это добавит законности работе собрания и поспособствует формированию позитивного имиджа представителя органов власти или организатора, поскольку они смогут слушать выступающих более внимательно и делегировать полномочия.

 

  1. Стратегическое развитие и измерение результатов

 

Создание стратегического плана развития сообщества с применением модели эффективного управления — это процесс сотрудничества. Это план, разрабатываемый сообществом и для сообщества, который смотрит вперед на 5, 10, 20 и более лет. Именно граждане сообщества, работая вместе с местной администрацией и депутатами, определяют, каким должно быть сообщество в будущем и как это сделать. План должен охватывать все ключевые проблемы в том виде, как они сформулированы жителями муниципального образования (здравоохранение, образование, занятость, экология), и устанавливать приоритеты для их решения. Такой процесс будет способствовать тому, чтобы члены сообщества принимали на себя ответственность за свое коллективное будущее. Чем больше людей будет участвовать, тем больше стратегический план будет отражать желание всех граждан сообщества и вашу способность мобилизовать все имеющиеся ресурсы для его осуществления.

 

Шаг первый: Самооценка эффективности управления

Прежде чем приступить к разработке стратегического плана, попробуйте оценить имеющийся уровень управления муниципальным образованием с точки зрения его соответствия

Модели эффективного управления. Прочитайте, подумайте и заполните предложенную ниже таблицу-анкету. Члены инициативной группы могут сделать это индивидуально, потом обсудить различия в оценках и прийти к итоговому результату. Какие элементы модели реализуются лучше в вашем сообществе? Насколько полно вы используете потенциальные возможности для эффективного управления? Что можно улучшить, какие дополнительные элементы внедрить?

На основании проведенной самооценки вы сможете выстроить свой план повышения эффективности управления. Каждый год включайте в него какую-то деятельность для укрепления по крайней мере одной позиции, связанной с каждым из трех компонентов.

 

Шаг второй: Определение вИдения сообщества

ВИдение — это мечта о будущем, которая формулируется в ходе совместного обсуждения, открытого для всех граждан сообщества и, как минимум, включающего в себя представителей всех заинтересованных групп. ВИдение представляет из себя такой вариант развития событий, который сохраняет все самое лучшее из настоящего и предполагает оптимальное будущее для детей и внуков жителей сообщества.

Таким образом, в формулировке вИдения выделяются два компонента — базовые для сообщества ценности и основанная на реальности мечта.

Для того чтобы выявить общие ценности, нужно организовать совместное обсуждение — узнать, что жители сообщества ценят в своей жизни, в своем городе или селе. Результатом обсуждения станет список ценностей, с которыми будет согласен каждый. В одних сообществах он будет включать сохранение окружающей среды, в других — доступность раннего образования для детей, в-третьих сообществах главной ценностью станет сохранение разнообразного культурного наследия.

 

Шаг третий: Определение стратегических целей и задач

Во время исследовательского этапа разработки Видения вашего муниципального образования вы должны определить, где ваше сообщество находится сейчас. Формулировка Видения представляет собой изложение того, куда ваше сообщество хочет прийти. Стратегический план будет описывать, каким образом вы собираетесь туда добраться. Так же, как и проект, стратегический план включает цель и задачи, которые необходимо выполнить для достижения этой цели.

Цель — это утверждение, выражающее то, чего вы хотите добиться для удовлетворения потребностей. Это — ваше общее стремление к положительным переменам.

Цель для долгосрочного стратегического плана должна исходить из Видения вашего муниципального образования.

 

Шаг четвертый: Анализ проблем и ресурсов

Для реализации долгосрочной цели необходимо поставить средне- и краткосрочные задачи. В этом вам может помочь технология «Дерево Решений». Подробнее с технологией Вы можете ознакомиться в полной версии книги «Шаг за Шагом».

Как только у вас появится «Дерево решений», можно начинать разработку краткосрочных и среднесрочных целей и задач. Анализируя имеющиеся ресурсы, вы поймете, что именно станет вашими краткосрочными и среднесрочными проектами.

Помните, ключ к успешному развитию сообщества — это гибкость. Образец стратегического плана не выбит на камне. Мы живем в динамичном мире и не можем контролировать все, что происходит. Однако мы можем контролировать свою реакцию на происходящее. Обязательно после каждого проекта внимательно оцените его результаты и примите решение, надо ли из-за непредвиденных негативных или позитивных результатов вносить изменения в вашу долгосрочную стратегию или запланированные среднесрочные, или краткосрочные проекты.

 

Шаг пятый: Система индикаторов «снизу-вверх»

Мы рекомендуем создать систему индикаторов, соответствующих всем параметрам, которые ваше сообщество определяет, как исключительно важные для высокого качества жизни, или систему индикаторов качества жизни «снизу-вверх». «Снизу-вверх» относится к тому, как определяются эти индикаторы: выбор делают сами граждане. Эти индикаторы отличаются от официальных, которые были разработаны государственными чиновниками и в настоящее время используются региональными администрациями по всей России. Оба типа индикаторов играют важную роль.

Прежде чем договориться об использовании этого показателя как индикатора, нужно проверить его, ответив на следующие вопросы:

  1. Понятен ли он?
  2. Можно ли его измерить?
  3. Как мы можем его измерить?
  4. Можем ли мы получить исходную цифру?
  5. Кто будет его измерять?
  6. Важен ли он для большинства людей?

Конечно, если нет способа измерить какой-то показатель, или собирать данные слишком дорого, такой индикатор выбирать не следует.

Поскольку индикаторы «снизу-вверх» выдвигаются сообществом, а не органами власти, целый ряд инициативных групп или местных организаций может откликнуться на вопрос «Кто будет его измерять?».

Таким образом, в систему индикаторов можно включить следующую информацию:

Индикатор: Достижение высокого качества образования.

Что измеряем: Успеваемость учащихся старших классов.

Как измеряем:

✓ Выпускные показатели государственных средних общеобразовательных школ.

✓ Уровень отчислений из государственных средних общеобразовательных школ.

Кто измеряет: Местная общественная организация, поддерживающая развитие качества образования.

 

Шаг шестой: Ключевые направления повышения эффективности управления

Если вы разрабатываете стратегический план в соответствии с предложенной моделью эффективного управления, для того чтобы добиться максимального воздействия, вам следует помнить и учитывать четыре ключевых направления повышения эффективности управления муниципальным образованием:

✓ Вовлечение граждан во множество ролей. Чем больше ролей планируется и предлагается гражданам, тем большее число людей можно привлечь, с тем большей энергией и отдачей они будут трудиться над развитием сообщества. То сообщество, которое дает гражданам возможность играть многие роли, сможет найти и множество способов применить их идеи, таланты, навыки и ресурсы.

✓ Использование обратной связи при принятии решений в организации и сообществе. Как отдельные организации, так и целые сообщества, муниципальные образования могут получать более высокие результаты, если анализируют данные об эффективности услуг или качестве жизни и используют результаты анализа в процессе планирования и принятия решений. Это позволяет скорректировать распределение ресурсов и действия для улучшения результатов в будущем. Когда это будет делаться ежегодно, муниципальное образование или организация сможет создать систематические «циклы обратной связи» для оценки эффективности и улучшения результатов. Иными словами, они сами дадут себе возможность улучшать результаты год за годом.

✓ Связь желаемых результатов с подотчетными лицами или организациями. Планы решения проблем или улучшения результатов мало значат, если не подкреплены ресурсами для осуществления желаемых изменений. Государственная организация, НКО или частная компания может взять на себя ответственность и предоставить ресурсы для желаемых улучшений в жизни сообщества: выделить бюджетные средства, назначить ответственных людей, предоставить оборудование или деньги. Несколько сотрудничающих организаций или граждан также могут взять на себя подобные обязательства, еще лучше, если они готовы нести ответственность за выполнение плана или достижение цели.

✓ Использование различных видов сотрудничества. Эффективное управление муниципальным образованием может опираться на разные виды партнерства/сотрудничества, в том числе, совместная выработка компромиссного решения проблемы, достижение консенсуса по направлениям развития сообщества, объединенные усилия по реализации принятых решений. Эффективное сотрудничество можно сформировать между организациями всех секторов и форм собственности. Таким образом, налаживая партнерские отношения, они смогут более эффективно использовать существующие ресурсы.

 

Шаг седьмой: Механизмы поддержки стратегического развития с участием граждан

Главный итоговый вид деятельности, направленной на повышение эффективности управления муниципальным образованием, заключается в создании механизма или механизмов, которые вы будете использовать для организации предлагаемых моделью процессов на регулярной основе. Каждое из муниципальных образований, участников программы «Новая модель», выбрало свой собственный механизм. Это целесообразно, поскольку выбранные механизмы должны соответствовать имеющимся ресурсам и уровню развития каждого муниципалитета.

 

Шаг восьмой: Использование информации для повышения эффективности управления муниципальным образованием

Существуют так же и механизмы, благодаря которым вы можете увеличивать информированность аудитории, тем самым вовлекая население в свою активность и добиваясь доверия к своей деятельности. Мы рекомендуем использовать такие виды активности как: открытый годовой отчет, местные газеты, интернет-сайт, группы в социальных сетях, рекламные механизмы (небольшие фильмы, печатные материалы, майки и пакеты с символикой).

 

 

Результаты и использование

Результаты 5 шагов по развитию партнерства:

 

✓ Собрана информация о потребностях и возможностях жителей муниципального образования (местного сообщества).

✓ База данных по внешним ресурсам доступна местным жителям, что повышает эффективность работы по развитию сообщества.

✓ Участниками проведенных акций стали представители разных целевых групп;

✓ Появилась инициативная группа жителей.

✓ Жители знают о работе ИГ и о программе, привлекающей граждан к процессу.

✓ Граждане выступают в роли заинтересованных лиц и партнеров.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ 4 шагов по развитию совещательного процесса:

✓ Появление в сообществе опытных руководителей коммуникации.

✓ Повышение эффективности собраний.

✓ Все большее количество людей посещает публичные слушания и другие открытые обсуждения.

✓ Проявится вклад и активное участие широкой группы людей.

✓ Большее количество людей будет вовлечено в продвижение и защиту интересов и в роль инициаторов диалога.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ шагов по стратегическому планированию:

Если вы выполните все эти шаги, у вас появится:

✓ Пища для дальнейших размышлений, основанная на результатах самооценки по основным параметрам эффективного управления муниципальным образованием.

✓ Видение сообщества, отражающее его ценности и приоритеты, а также стратегическая цель, к которой нужно стремиться в будущем (на срок до 25 лет).

✓ Углубленные навыки анализа у граждан, а также крепкие связи между ними.

✓ Более глубокое понимание уже имеющихся и потенциальных ресурсов для развития сообщества.

✓ Стратегический план, который имеет определенную цель (Видение), несколько долгосрочных задач (приоритетов) для достижения этой цели, а также индикаторы для измерения продвижения вперед.

✓ Краткосрочные планы проектов, включающие в себя Цель и задачи, связанные с каждой из долгосрочных задач. Все они базируются на имеющихся ресурсах и получили поддержку со стороны соответствующих целевых групп.

✓ Система индикаторов «снизу-вверх».

✓ Механизмы для организации и управления процессом, которые поддерживаются, но не контролируются местной администрацией.

 

Контактные данные и примеры

Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Президент Малицкая Елена Павловна.

630102, Новосибирск, ул. Восход, 14/1, этаж 3 Тел.: (8-383) 209-30-24.

Сайт: http://scisc.ru/

Вы можете познакомиться с полным вариантом книги «Шаг за шагом» по ссылке: Шаг за шагом